Флешмоб #меняневзяли: что он говорит о нас?

07.07.2016
ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИЙ: Getty Images
психотерапии главное — внимать. Если ты не Шерлок Холмс и не доктор Хаус, если у тебя нет третьего глаза и ты не можешь «заглядывать в душу» и сканировать мысли, подойдут человеческие глаза и уши и опыт. Люди все говорят о себе сами. Напрямую, в лоб, настойчиво и много.

Просто они говорят не словами, а тем, что между: умалчиваниями, намеками, подразумеваниями. По-научному это называется «импликация». Любая фраза что-то подразумевает, и коммуникация между людьми строится с помощью подобных сообщений. То же самое происходит в текстах. Особенно в текстах социальных сетей. Особенно на Facebook.

Вот, например, если вы дочитали до этих строк, какой вывод вы бы сделали обо мне как об авторе? К примеру, автор — сноб, умник и «ботан», который решил проехаться на жареном, с перепугу решил, что может грузить читателей дурацкой импликацией, «долго запрягает, когда уже начнется про флешмоб». И так далее, и тому подобное. Это все вы прочитали между строк текста.

Поэтому интересно не то, что люди говорят или пишут, а что они подразумевают своими сообщениями. Ведь это то, что человек чувствует на самом деле, на уровне бессознательного, то, что не может контролировать.

Так вот, по поводу флешмоба #меняневзяли. Удивительно, с какой скоростью он завоевал Facebook. Невероятная сила заражения! За двое суток — тысячи, десятки тысяч статей, писем, шуток, ссылок, цитат и репостов. Уверен, что уже родились исследователи, которые опишут новые законы социальной медиапсихологии на примере поведения людей в социальных сетях.

То, что на поверхности и о чем уже писали многие: флешмоб #меняневзяли — на 90% это истории успеха. «Пускай меня не взяли в фирму Х, но зато я теперь в фирме Y («основал свое дело» / «грею пузо на Бали») и в полном шоколаде». Назовем это социальным лицемерием.

В наше время стыдно быть неуспешным. Особенно в социальных сетях. Здесь публикуются только сливки обыденного мира. Участвуют в нем журналисты, сценаристы, писатели, те, кого принято называть креативным классом. И конечно же, на основе этих постов нельзя сделать выводы о причинах неудач. Есть такое понятие — «ошибка выжившего», когда по следам от пуль на фюзеляже самолетов, вернувшихся на базу, пытаются сделать выводы о причинах низкой «живучести» самолетов. Самолеты, которым попали в двигатель или бензобак, выходят из строя и не возвращаются. Про них ничего не известно.

Те, #когоневзялинасамомделе, не участвуют во флешмобе. Либо больно, либо нет времени.

Теперь про то, что скрыто, про импликацию.

Слезы авторов высохли, а обида осталась. Обида на тех, кто #самидураки, #невзялименяпрекрасного, #кусайтелокти, #нуиславабогунеучаствуювэтом. Под постами мгновенно появляются комментарии: «пускай теперь завидуют», «сами виноваты», «ты крутой». Эго авторов впитывает хвалебные соки, самооценка растет, цель достигнута. Причем, как правило, ситуации древние, обиды детские, а детские обиды — самые обидные.

Обиды много. Из маленького снежка, запущенного два дня назад, ком вытесненных обид катится с горы Facebook. На него налипают все новые и новые слои, разные медиа подхватывают эстафету, вот уже огромная лавина несется по просторам интернета, захлестывая читателей, сметая новости и другие темы. Ведь это легко, безопасно и действенно. Вроде бы участвую в веселом флешмобе, а параллельно и подлечиваюсь.

Какая обида, такой и флешмоб — эгоистичный и инфантильный. Сама формулировка «меня не взяли» предполагает, что я — объект, которого кто-то сильный, наделенный властью, волен взять или не взять. Автор автоматически принимает позу жертвы и не может «по-взрослому», осознанно взглянуть на ситуацию.

Выплеск обиды — это хорошо, как выход гноя из раны. Но я предпочитаю в это время стоять в стороне, чтобы не задело взрывной волной.

Скорость распространения и массовость процесса может говорить о том, что он эффективен. Я заметил, что самые крупные флешмобы в социальных сетях (как недавний #янебоюсьсказать) всегда психотерапевтичны. Как правило, на исходе флешмоба сюда примешиваются и нарциссические эффекты.

Важно наблюдать за этим, как мы смотрим на яркую лампочку, — из-под полуприкрытых век, чтобы пропускать слова мимо, а сосредотачиваться на том, что происходит на самом деле.

Дорогие друзья! Сайт на реконструкции и скоро откроется. Следите за обновлениями в соц сетях.